Религиоведение

Проекты

 

ВЫСТАВОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ

Музейные выставочные проекты студентов-религиоведов, посвященных антирелигиозной пропаганде в советских газетах из архива секции религиоведения. На протяжении семестра студенты 2 и 3 курсов занимались каталогизацией коллекции газетных вырезок Викторова В.П. Выставка «Лицом к лицу с религией», подготовлена студентами 3 курса и размещена по адресу: пр. Ленина 51, ауд. 327 (секция религиоведения)

ПРОЕКТ «ИСТОРИКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ»

 Для нас и наших студентов очень важно, чтобы полученные в университете теоретические знания находили своё практическое воплощение. Изучив основные религиоведческие дисциплины (историю религии, антропологию религии и методологию религиоведения), мы приступаем к отработке сформированных исследовательских, коммуникативных, профессиональных навыков. Студенты самостоятельно собирают, анализируют информацию по теме проекта, проверяют гипотезы, ищут нестандартные способы решения историко-антропологических проблем. На основе полученных данных студенты готовят отчеты и аналитические записки, защищают свой проект.

 Так, в 2015 году стартовал многолетний антропологический проект «ХРАМ В ГОРОДЕ: ЛЮДИ, ТЕРРИТОРИЯ, ЖИЗНЬ». Мы исследуем множество острых и актуальных вопросов, например: Какое место занимают храмы в структуре города? Где начинается прихрамовая территория и где заканчивается городская территория? Как устроено прихрамововое пространство? Кто устанавливает на нем правила? Что такое прихрамовая среда и кто в неё входит? Каким образом консолидируется прихрамовая среда? Как организована торговля, досуг верующих и религиозные ритуалы на прихрамовой территории? Электронные устройства визуального контроля в храме и в городе.  Туристы, паломники и горожане на территории храма и вокруг него. Для изучения поставленных вопросов мы активно используем визуальные методы исследования. За 5 лет исследований собрано более 3500 фотографий прихрамовых территорий храмов г. Екатеринбурга. Это позволяет нам зафиксировать изменения изучаемых предметов. 

 

ПРОЕКТ "КОНТЕНТ-АНАЛИЗ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ СТУДЕНТОВ КАФЕДРЫ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ УрФУ ПРОШЛЫХ ЛЕТ (2015-2022 гг)

Авторы: Грицкова М.В., Жукова М.П., Плетнева П.А., Ситникова Ю.Д., Томильцева А.А., Ширинкина П.С. 3 курс, 2023 год

Научная проблема была сформулирована следующим образом: На чем акцентировали внимание студенты направления "Религиоведение" в рамках проекта "Историко-антропологические исследования" при анализе прихрамоыых территорий? Цель - выявить, какие объекты инфраструктуры в большей степени были исследованы студентами-религиоведами УрФУ за 2015-2022 гг. Задачи:1. проанализировать феномен прихрамовых территорий и выявить их основные особенности, 2) рассмотреть методологию контент-анализа, 3) обозначить единицы анализа для данного исследования и присвоить им числовые кодировки, 4) провести исследование шести выбранных фотоальбомов, используя метод контент-анализа, 5) сопоставить и дать интерпретацию полученным данным, 6) зафиксировать итоги исследования имеющихся материалов. В результате составлена обширная таблица кодов, разделенных на четыре категории: Внутренняя инфраструктура (20 кодов), внешняя инфраструктура (31 код), люди (11 кодов), природные объекты (5 кодов), качество фото (3 кода), выбраны 6 фотоальбомов из имеющихся девяти и представлен шаблон сетки для контент-анализа материалов. На анализ было представлено 2459 единиц фотоматериалов, каждый из которых был проанализирован и представлен в форме таблиц. Выявлено, что фокус внимания студентов был направлен в большей степени на внешнюю инфраструктуру, поскольку коды внутренней организации прихрамовых территорий встретитлись лишь в двух фотоальбомах из шести. Лидирующие позиции в категории внутренней инфраструктуры заняли товары религиозного характера, продающиеся в церковных лавках. Для религиоведов важно было показать гармоничность сакрального и профанного пространств. Антропологический аспект в рассматриваемых студенческих исследованиях был, скорее, второстепенным, в то время как уровень озеленения явно превалирует. Качество фото говорит о высоком уровне ответственности студентов по отношению к реализации проекта. 

ПРОЕКТ «ИДЕНТИЧНОСТЬ И РЕЛИГИОЗНОСТЬ УЧАСТНИКОВ ПРАВОСЛАВНОЙ ЯРМАРКИ». Авторы: Редин Ф. Д., Колпакова А. Д., Ковыляв Т. Л. 3 курс. 017.Мероприятия, подобные православным ярмаркам, являются одним из видов внецерковной деятельности религиозных сообществ, несомненно, заслуживающих всестороннего изучения религиоведами. Исследовательской группой были произведены наблюдения за участниками ярмарки «Рождественский подарок», проходившей с 13 по 18 декабря 2017 года в Уральском центре развития дизайна. В результате аналитических процедур нами были сформулированы следующие результаты. 1. Среди представителей религиозных организаций, предлагавших на ярмарке свои товары и услуги, оказалось больше женщин, чем мужчин. Возраст присутствовавших был различен, но в среднем колебался от 30 до 60 лет. 2. Основой для выстраивания большинства коммуникаций между участниками ярмарки, по нашему мнению, является экономический и социальный обмен. 3. Среди сугубо религиозных аспектов ярмарки, наиболее акцентированных респондентами, следует отметить возможность приложиться к привозимым из разных мест святыням (например, иконам) и почтить их. 4. Специфика отношения к товарам и услугам, предлагаемым на ярмарке, со стороны посетителей, свидетельствует об отсутствии у большинства из них чёткого представления о православии как о целостной системе, каждый из элементов которой обладает смыслом только в своей взаимосвязи с остальными. Итак, личная религиозность индивидуума может конструироваться из взаимоисключающих элементов и, несмотря на это, выполнять возложенные на неё функции. Большинство опрошенных, на наш взгляд, продемонстрировали именно такой тип религиозности, состоящий в своей основе из вольно истолкованных элементов православной традиции в совокупности с данными их повседневного житейского и прочего опыта.

По результатам исследования студентов подготовлены тезисы: Редин Ф.Д., Колпакова А.Д., Ковыляев Т.Л Идентичность и религиозность участников православной ярмарки // 90 лет Викторову Владимиру Петровичу: материалы круглого стола "Религия и религиоведение на Урале". Екатеринбург, 20 октября 2017 года, сборник научных статей и тезисов. Екатеринбург. С. 212-215

 ПРОЕКТ «ПРАВОСЛАВНАЯ ЯРМАРКА КАК ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦЕРКОВНОГО В СВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ». Авторы: Давлетшина Д. А. , Жукова М. В. , Регульский И. Т. , Смердова А. С. 3 курс. 2017.

Православная ярмарка становится способом выхода церковного за пределы церкви, местом выражения религиозной веры человека без прямого обращения к церковной жизни. Человек не оставляет свою веру в храме, выходя из него, а продолжает нести её в себе и неосознанно стремится приобщиться к ней и на бытовом уровне. Т.е. уместно говорить о том, что православная ярмарка – это продолжение церковной жизни вне церкви. Увидеть это можно на двух уровнях: предметном и личностном. На первом уровне связь между ярмаркой и православной верой проявляется в ассортименте товаров. Это крестики, иконы, платки для женщин, свечи. Т.е. это товары, имеющие очевидную привязку к православной вере и к духовной жизни православного верующего. Ярмарка становится носителем православной символики через товары, представленные на ней. На личностном уровне указанный тезис проявляется, в первую очередь, в общении между людьми. В рамках православной ярмарки тесно переплетаются обыденно-бытовые аспекты жизни, проявляющиеся в непосредственной организации ярмарки, а также религиозный аспект, который, как было показано выше, является определяющим по отношению к аспекту бытовому. По результатам исследования студентов подготовлены тезисы: Давлетшина Д.А., Жукова М.В., Регульский И.Т., Смердова А.С. Православная ярмарка как продолжение церковного в светском пространстве // 90 лет Викторову Владимиру Петровичу: материалы круглого стола "Религия и религиоведение на Урале". Екатеринбург, 20 октября 2017 года, сборник научных статей и тезисов. Екатеринбург. 2018. С. 209-212.

Система Orphus