Электроэнергетика и электротехника

Проекты студентов:

Разработка системы энергоэффективного управления режимами движения транспортного средства с электроприводом

Описание проекта

Концепция проекта

Существуют разнообразные виды транспортных средств с электроприводом (электропогрузчики, легковые автомобили, карьерные самосвалы, различные виды рельсового транспорта). Для электроприводов тех транспортных средств, энергопитание которых обеспечивается автономными накопителями энергии (например, аккумуляторами) актуальной задачей является повышение пробега до подзарядки накопителя от внешнего источника энергии. Для любых транспортных средств с электродвигателями, как с автономным накопителем, так и с подводом энергии от внешнего источника, также представляет интерес является минимизация нагрева двигателя с целью продления срока его исправной работы, особенно при эксплуатации транспортного средства в условиях жаркого климата.

Перечисленные выше обстоятельства делают актуальной задачу разработки алгоритмов для системы управления электроприводом, обеспечивающих оптимизацию режимов движения с точки зрения достижения минимума потребления энергии электроприводом и минимизации нагрева силовых обмоток электродвигателя.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: разработка алгоритмов для системы управления электроприводом, обеспечивающих оптимизацию режимов движения с точки зрения достижения минимума потребления энергии электроприводом и минимизации нагрева силовых обмоток электродвигателя, а также создание модели, позволяющей провести проверку этих алгоритмов.

Задачи проекта:

1.         Анализ информации о структуре и конструктивном исполнении электроприводами дорожных и рельсовых транспортных средств.

2.         Анализ литературы по вопросам управления электроприводами дорожных и рельсовых транспортных средств.

3.         Построение аналитического описания зависимости потерь энергии от параметров электропривода и режима движения.

4.         Разработка предложений по оптимизации параметров движения транспортного средства в установившихся и переходных режимах.

5.         Создание в среде Matlab/Simulink набора виртуальных моделей (в том числе с использованием элементов пакета SimPowerSystem), включающих в себя модели с различным первичным источником энергии (контактная сеть, аккумуляторная батарея, тепловой двигатель).

6.         Проверка на виртуальных моделях выработанных предложений по оптимизации режимов движения.

Планируемые результаты проекта

В ходе работы будет создан набор виртуальных моделей (виртуальных стендов), включающих в себя модели с различным первичным источником энергии (контактная сеть, аккумуляторная батарея, тепловой двигатель. Этот набор моделей позволит проводить студенческие лабораторные работы, а также поисковые научные исследования в области электропривода и систем управления.

Партнёры проекта

•          ЗАО «Автоматизированные системы и комплексы».

Руководитель проекта: Владимир Павлович Метельков, к.т.н., доцент кафедры «Электропривод и автоматизация промышленных установок. Ауд.: Э-205 (ул. Мира, 19). Эл. почта: v.p.metelkov@urfu.ru.

Разработка учебно-демонстрационных мобильных стендов для мероприятий с потенциальными абитуриентами

Описание проекта

Концепция проекта

Популяризация технических дисциплин в среде школьников является сегодня одной из приоритетных задач для вузов. При этом важно представить не только «привлекательный визуальный ряд», но и обеспечить интерактивное взаимодействие с техническими устройствами.

С другой стороны для будущего инженера, безусловно, важно не только теоретическое освоение материала, но и освоение практических навыков макетирования и моделирования устройств в своей будущей профессии уже на 1-2 курсах обучения.

Проект предусматривает разработку серии мобильных стендов по следующим тематикам:

1. Управление осветительными лампами с использованием датчиков движения и применением предустановленных алгоритмов (световых сценариев). Задача решается с применением программируемого логического контроллера.

2. Управление скоростью вращения электрической микромашины, питаемой от транзисторного преобразователя частоты с широтно-импульсной модуляцией. Задача решается с применением специализированного микроконтроллера.

3. Управление макетом подъемно-транспортного механизма (лифта) в ручном и автоматическом режимах. Задача решается с применением специализированного микроконтроллера.

4. Управление программируемым реле через сеть Интернет с использованием технологии internet of things (IoT). Задача решается с применением специализированного микроконтроллера.

Возможно расширение перечня, если будут предложены интересные и практически реализуемые идеи.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: Разработка учебно-демонстрационных мобильных стендов, направленных на популяризацию электротехники, электроники и микропроцессорной техники и предназначенных агитационных мероприятий со школьниками – потенциальными абитуриентами

Задачи проекта:

1.         Анализ информации о проекте. Подготовка технического задания.

2.         Анализ и подбор элементной базы. Формирование технико-экономического обоснования проекта

3.         Разработка аппаратной части стенда.

4.         Разработка программного обеспечения. Подготовка описания алгоритмов.

5.         Проведение пуско-наладочных работ.

6.         Подготовка технической документации по проекту с применением специализированных пакетов инженерного проектирования.

7.         Итоговый анализ проделанной работы, защита проекта.

 Планируемые результаты проекта

В ходе работы должен быть создан комплект мобильных стендов, предназначенных для проведения занятий со школьниками и абитуриентами и демонстрирующих достижения современной электротехники и электроники. Стенды должны вызвать интерес у будущих потенциальных абитуриентов к профессиям, связанным с электротехникой и пробудить у них интерес к техническому творчеству.

Руководитель проекта: Костылев Алексей Васильевич к.т.н., доцент, заведующий кафедрой «Электропривод и автоматизация промышленных установок. Ауд.: Э-207 (ул. Мира, 19). Эл. почта: a.v.kostylev@urfu.ru
Система Orphus