Культурология

Воспоминания Лилии Механовой

Лилия Вячеславовна Механова, заместитель заведующего отдела профессионального творчества и художественного образования Министерства культуры Свердловской области

ЛИЛИЯ МЕХАНОВА: «ВРЕМЯ, ПРОВЕДЕННОЕ В УНИВЕРСИТЕТЕ, - ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ “ИНВЕСТИРОВАТЬ В СЕБЯ”…» 

– Лилия Вячеславовна, поступая в УрГУ, Вы выбрали специальность «Культурология». Чем был обусловлен Ваш выбор? 

– Двумя обстоятельствами. Во-первых, после 9-го класса я очень хотела поступать в музыкальное училище. Данная идея не нашла поддержки у родителей, но моя тяга к искусству осталась: хотелось во что бы то ни стало получить гуманитарное образование. Во-вторых, как это наверно часто бывает в возрасте 16-17 лет, на меня повлиял выбор близкой подруги – она тоже училась на специальности «Культурология» на два курса старше. Справедливости ради нужно сказать, что одновременно я подавала документы на филфак, однако сочинение на вступительных на данный факультет написала недостаточно хорошо. В любом случае, с того самого момента, как я увидела свою фамилию в списках зачисленных на специальность «Культурология», ни разу не пожалела о сделанном выборе

– Что Вам дали годы учебы в специалитете и в магистратуре? Расскажите о своей научной теме, которую Вы разрабатывали под руководством Л.Е. Добрейциной?

– Время, проведенное в университете, – это прежде всего возможность «инвестировать в себя», тем более что, обучаясь на нашей кафедре, можно было выбрать практически любую область исследований. В годы учебы я интересовалась многими темами и уже не помню точно, как именно пришла к изучению культуры закрытых городов и закрытых городов конкретно на Урале. Лидия Евгеньевна тогда согласилась стать научным руководителем моей работы. Советский ядерный проект, казалось бы, не очень вписывается в предметное поле культурологии. Но разработки в области атомной энергии, создание засекреченного промышленного комплекса привели к возникновению новых городов, в которых должны были не только воплотиться (или почти воплотились) некоторые утопические урбанистические теории, но и было реализовано представление об идеальном советском образе жизни. Тем более интересно было рассматривать данный феномен в контексте культуры Урала – территории с богатой историей промышленного освоения и собственной мифологией. Интерес к культуре индустриального Урала стал для нас с Лидией Евгеньевной объединяющим. Конечно, прошло уже много времени, и моя исследовательская деятельность осталась там – в студенчестве. Однако, например, работы Вячеслава Глазычева, которого я много читала, неожиданно помогли мне, когда возникла потребность разобраться с практиками и подходами к территориальному планированию, региональному и муниципальному управлению применительно к городским пространствам, вопросам социально-экономического развития городов. 

– Начав работать в Министерстве культуре Свердловской области Вы оставили учебу в аспирантуре, завершив тем самым свою научную деятельность. И все же, помогла ли учеба на нашей кафедре Вашей работе в Минкульте, ведь чиновничья деятельность - это особая сфера? 

К сожалению, работать и одновременно учиться в аспирантуре мне оказалось не под силу. Государственная служба, действительно, очень отличается от научной деятельности, но всё же многие качества и навыки, приобретенные именно в ходе работы сначала над курсовыми и дипломной работой, потом над магистерской и несостоявшейся кандидатской, оказались очень полезны. В университете нас учили искать ответы и, что более важно, задавать вопросы, а также понимать, что не всегда вопросы и ответы являются однозначно правильными. Думаю, что важен не столько выбор конкретной темы, над которой ты работаешь во время учебы, сколько сам формирующийся культурологический подход. Кроме того, практические навыки – работа с большими объемами информации, необходимость систематизировать материал, анализировать, искать аргументы, излагать доводы. 

– В последние годы контакты кафедры культурологии и СКД с Министерством культуры становятся все более тесными в практическом плане. С Вашей точки зрения, в чем перспектива нашего дальнейшего сотрудничества? 

– Постараюсь ответить не столько как представитель Министерства, сколько как выпускница кафедры. Цель деятельности регионального минкульта – обеспечить условия для реализации на территории конкретного субъекта Российской Федерации государственной культурной политики. Для этого, во-первых, необходим соответствующий кадровый ресурс (как творческий и управленческий, так и педагогический и научный). Во-вторых, все эти процессы нуждаются в перспективном планировании, отслеживании и экспертной оценке. Возможности для применения культурологических компетенций велики – это и реализация конкретных творческих проектов, и разработка программ развития, и проведение социокультурных исследований. У кафедры появляются новые программы магистратуры по направлениям, востребованным именно в нашем регионе, и хорошо, что на них поступают в том числе ребята, у которых первая специальность, например, «Государственное и муниципальное управление». Я надеюсь, что как можно больше выпускников кафедры будут приходить в сферу культуры, в государственные и муниципальные учреждения. Если взять концептуальные, программные, стратегические документы, которыми в настоящее время регулируется государственная культурная политика, то можно наметить очень много интересных предметов исследования. От имени всего Министерства обещать что-то с моей стороны будет некорректным, а лично я готова оказать посильное содействие при возникновении у студентов желания разрабатывать такого рода темы.

 

Полная версия интервью доступна по ссылке: http://art-urgi.urfu.ru/index.php/konferentsii-i-proekty/k-30-letnemu-yubileyu-kafedry-kulturologii-i-skd-vospominaniya-lilii-mekhanovoj.html

Система Orphus