История искусств

Проекты студентов:

Будущие проекты:

Открыт прием заявок на участие в IV Международной конференции «Вопросы экспертизы в области культуры, искусства, дизайна»

На конференции 10-12 октября 2024 г. предлагается обсудить формирование нового статуса экспертизы в области культуры, искусства, дизайна В 2010-х годах выявились два аспекта ее видения: узкопрофессиональный (классические вопросы атрибуции в искусствоведении, культурологическая экспертиза по заказу правоохранительных органов) и общегуманитарный, фиксирующий возрастание значимости роли эксперта в современных социокультурных процессах. Каковы границы профессиональной ответственности и объективности эксперта? В какой форме осуществляется роль эксперта в регионах и столицах, существует ли разница в их вовлеченности в принятие решений региональными и федеральными органами управления? Каковы критерии профессионального эксперта в «мире социальных сетей»? Эти и многие другие вопросы станут предметом дискуссий на конференции. К участию приглашаются представители профессионального сообщества – искусствоведы, музейщики, культурологи, исследователи дизайна, моды, аспиранты и преподаватели ВУЗов. Заявки на участие принимаются до 15 июля 2024 г.До 1 сентября будет выслано подтверждение участия и официальное приглашение Лучшие статьи конференции будут размещены в специализированных журналах, индексируемых в ВАК, WOS и RSCI. Секция 1. ИскусствоНовые подходы к экспертизе – основа новой истории искусства? Технико-технологические и историко-архивные аспекты экспертизы произведений искусства Экспертиза и атрибуция: разница подходов Правовые аспекты и риски искусствоведческой экспертизы Региональные коллекции и их исследования Какая экспертиза нужна современному искусству? Региональная искусствоведческая экспертиза и глобальный рынок искусства От знаточества к экспертизе: проблемы смены подходов, технологий, инструментария Секция 2. КультураГуманитарное знание как экспертиза социокультурных процессов   Предмет и границы культурологической экспертизы Экспертные подходы в музейном пространстве  Методы экспертизы социокультурных процессов Цифровизация культуры как вызов современной гуманитаристике Многообразие актуальных моделей культурологической экспертизы («законодатели», критики, медиаторы…). Эксперт vs горожанин: дискуссии о векторах социокультурного развития города Экспертное знание как форма культурной памяти (культурное наследие, культурно-исторические исследования, культурно-просветительская деятельность…) Проблемы межкультурных коммуникаций и способы их решения: роль экспертного знания Вопросы профессиональной этики –предмет культурологической экспертизы Секция 3. ДизайнДизайн в XXI веке: новые задачи - новые методы - новые технологии Дизайн как профессия и призвание: показатели профессионализма Эстетическая и стилевая экспертиза в дизайне: где найти специалистов? Вопросы авторства и авторского права в дизайне Участие дизайнеров в социальных, образовательных, городских, музейных проектах Инклюзивный дизайн, универсальный дизайн - критерии оценки формы Виртуальная и дополненная реальность как продукты дизайна Экспертиза устойчивого дизайна: сложности комплексной оценки Для участия необходимо направить на электронную почту arthist@urfu.ru оргкомитета заявку и тезисы объемом до 500 знаков машинописного текста до 15 июля 2024 г. Оргкомитет оставляет за собой право отклонения текстов, не соответствующих тематике конференции. Допустимое число соавторов – 2.  За содержание материалов ответственность несут авторы. Требования к статьям для публикаций будут высланы авторам после конференции. Официальная страница конференции на сайте Уральского гуманитарного института УрФУ (включая архивы конференции за 2019, 2020, 2022 гг.): https://urgi.urfu.ru/ru/conf/conference-expertise/

Весенние искусствоведческие чтения – 2024

24–25 апреля в Уральском федеральном университете состоится традиционная ежегодная всероссийская с международным участием конференция «Весенние искусствоведческие чтения – 2024» В этом году конференция объединит более 60 докладчиков из Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Москвы, Калининграда, Красноярска, Тюмени, Нижнего Тагила и Ирбита. Из присланных заявок был отобран 62 доклада по различным направлениям изучения искусства - от музейных исследований произведений до анализа современной художественной ситуации. Предлагаем познакомиться с программой конференции

Агора - ландшафтный проект УрФУ

Агора — проект по созданию общественного пространства на площадке внутреннего двора УрФУ на Ленина, 51. Проект, направленный на создание единого места, объединяющего 9 братских, но непохожих друг на друга факультетов гуманитарного института. У каждого факультета появится своя небольшая ландшафтная зона и своя собственная скамейка, включающая элементы самоидентификации каждого гуманитарного департамента. Осенью 2018 года на площадке внутреннего двора университета развернулись работы по реализации проекта. Ландшафтный и социокультурный проект имеет целью превратить университетский двор в пространство, объединяющее все факультеты Гуманитарного Института УрФУ.  Каждый из них получит собственную площадку, где студенты, преподаватели и ветераны гуманитарных специальностей смогут провести время, подискутировать или поделиться садоводческим опытом. Помимо общих элементов - скамеек, цветов, хвойных растений - каждый такой уголок будет включать факультетскую символику, а все вместе они составят «сад гуманитариев». Идею выдвинули Татьяна Юрьевна Быстрова и Виктория Владимировна Деменова. Принципиальная позиция проекта "Агора" — это открытость и совместная работа представителей разных гуманитарных направлений над одним общим делом. Присоединяйтесь! Нам важно мнение каждого студента, каждого преподавателя и выпускника, каждого сотрудника!

Все проекты

Реализованные проекты:

Преподаватель кафедры истории искусств и музееведения получил губернаторскую премию в номинации «Преподаватель года»

Губернатор Евгений Куйвашев в День российского студенчества наградил лучших профессоров, доцентов и преподавателей Свердловских вузов. Глава региона вручил награды 13 представителям профессорско-преподавательского состава. В номинации «Преподаватель года» в гуманитарных науках премию губернатора Свердловской области получил Сергей Евгеньевич Винокуров, кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры истории искусств и музееведения УГИ УрФУ. Поздравляем Сергея Евгеньевича и желаем дальнейших научных успехов и достижений! 

Искусствоведы из 7 стран приняли участие в круглом столе «Историки искусства Евразии: системы обучения, национальные контексты и поля исследований»

Россия была представлена тремя центрами развития искусствоведческой науки (Санкт-Петербург, Москва и Екатеринбург). Цель круглого стола – начать процесс знакомства и представления различных национальных научных школ искусствознания и системы обучения истории искусств, которая имеет свою специфику в России, Индии, Иране, Китае, Армении, Турции, Казахстане, Узбекистане. Как показала практика, мы часто знаем о выдающихся ученых в области истории искусств из Европы, но мало знаем о специфике искусствоведческих исследований у своих самых близких соседей, особенно в Азии. Также нередко выдающиеся исследования национальных феноменов истории искусств разных стран остаются незамеченными, в силу различных языков их опубликования. По словам ведущей круглого стола доцента кафедры истории искусств и музееведения Виктории Владимировны Деменовой "Коллеги из университетов стран Азии с большим энтузиазмом откликнулись на наше предложение, и разговор получился, действительно интересным и содержательным. Надеемся, что знакомство с методологией и особенностями развития нашей науки в разных странах будет способствовать знакомству историков искусства из разных стран с исследованиями друг друга, что повлияет на дальнейшие идеи взаимного сотрудничества, и возможно поможет выработать тематику совместных исследований в будущем" Программа круглого стола: 1. ”Kala-Bhavana: Making Art a Part of Everyday” (prof. Dr. Swati Ganguly, Kala Bhavana, Visva-Bharati University, Santiniketan , India) 2. “Green Sustainable Development - Ecological View in Methodology of Analysis Traditional Chinese Landscape Painting” (prof. Sun Shilei, Art and Design College of Beijing Forestry University, China) 3. “The System of Modern St. Petersburg Academic Art History Education: Traditions and Trends" (prof. Dr. Svetlana Michailovna Gracheva, dean of the faculty of the theory and history of arts, Department of the theory and history of arts of St.Petersburg Academy of Arts, St.Petersburg , Russia) 4. ”Teaching Methodology of the Course “THE CULTURE OF THE ARMENIAN DIASPORA IN THE XIV-XVIII CENTURIES’’  at the State Academy of Fine Arts of Armenia” (Gayane Robertovna Pogosian, ass.professor, State Academy of Arts and Institute of Arts by National Academy of science of Republic Armenia, Erivan, Armenia) 5. “Art Studies in Uzbekistan: History and Modernity” (Dr. Nigora Akmalovna Yadgarova, the senior researcher of Institute of Art History by Academy of Science Republic Uzbekistan, Tashkent, Uzbekistan ) 6. “Art History Education in Moscow. Basic Schools and their Specification" (ass.prof. Daryia Vorobieva, State Institute of Art Studies, Moscow, Russia) 7. “Art history studies in Iranian universities (history and trends)” (Mohammadi, Mohammad Ali. Former executive director of the scientific and research quarterly journal of Theology of Art, University of Religions and Denominations, Qom, Iran. Collaborative researcher at the Institute of Higher Education of Islamic Art and Thought, Qom, Iran) 8. ”Local Traditions in the Global Context : Research of the Ural Art History School” (ass.prof. Victoria Demenova, History of Art and Museum Studies chair, Department of art history, Cultural Studies and Design, Ural Federal University, Ekaterinburg, Russia) 9. “The Art Theory in Kazakhstan. The History and Evolution” (Amir Jadaibayev, the senior researcher, PHD, A. Kasteyev State Museum of Arts, Almaty, Kazakhstan) 10. “Art History Education in Türkiye from the Ottoman Empire to the Present” (ass.prof. Kemal Ibrahimzade, head of Art History Department, Faculty of Humanities and Letters, Ardahan University and research ass.Muhammed Enes Canöz, of Art History Department, Ardahan, Türkiye)  11. “Finding the Balance between the East and Western traditions: Art History Education in South Asia” (Dr. Jayaram Poduval, head of Department of Art history and Aesthetics at the faculty of Fine Arts, Maharaja Sayajirao University of Baroda, Vadodara, India)

Опубликован сборник статей участников конференции «Весенние искусствоведческие чтения - 2023»

В сборнике представлены статьи, подготовленные на основе материалов конференции «Весенние искусствоведческие чтения — 2023», посвященной 80‑летию доцента кафедры истории искусств Уральского государственного университета (ныне — кафедра истории искусств и музееведения Уральского федерального университета) кандидата философских наук Ольги Алексеевны Уроженко (1943–2021). Статьи студентов и преподавателей вузов, музейных специалистов посвящены актуальным проблем развития искусства Востока и Запада классических периодов и современности. Предназначен для обучающихся и специалистов в областях искусствознания, культурологии, философии, а также для всех интересующихся искусством. Весенние искусствоведческие чтения — 2023: к 80‑летию О. А. Уроженко = Spring Art History Сonference — 2023: To the 80th Anniversary of Olga A. Urozhenko : сборник научных трудов / под общей редакцией В. В. Авдеевой, Л. А. Будриной, С. Е. Винокурова, В. В. Деменовой ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2024. — 307 с.  Сборник на портале УрФУСборник на eLibrary

Все проекты

Проекты, реализованные с работодателем:

Доцент кафедры истории искусств и музееведения выступила куратором выставки в Санкт-Петербургском горном университете

Доцент кафедры истории искусств и музееведения Людмила Алексеевна Будрина выступила куратором новой выставки в Горном музее Санкт-Петербургского горного университета В Кадетском зале Горного музея Санкт-Петербургского горного университета Екатерины II состоялось открытие выставки «Камнерезное искусство Урала. Античность», на которой впервые широкой публике были представлены четыре произведения. Проект открывает новый этап сотрудничества Горного музея и Фонда семьи Шмотьевых, предоставившего на выставку из своей коллекции произведения мастеров Студии камнерезного искусства «Святогор». Выставка начинает серию проектов, посвященных современному камнерезному искусству Урала. Представленные в этот раз экспонаты объединяет тема античности, произведения знакомят с образами Зевса, Александра Македонского, Ники и Геракла. Все представленные работы впервые впервые демонстрируются публике. На открытии присутствовали ректор Горного университета В.С. Литвиненко и учредители Фонда поддержки культуры и искусств семьи Шмотьевых – С.Ф. Шмотьев и А.С. Шмотьев, а также проректора и деканы университета. После открытия для всех желающих состоялась лекция кандидата искусствоведения, доцента Уральского федерального университета Л.А. Будриной на тему «Античная традиция полихромной скульптуры и камнерезное искусство». Фото: Татьяна Буторина, «ФедералПресс»

Представители кафедры истории искусств выступили кураторами новой выставки в крупнейшем художественном музее Урала

В экспозиции представлены произведения первого частного завода Франца Гарднера и полутора десятков фарфоровых предприятий, открывавшихся на протяжении XIX века. Среди них – знаменитые заводы Батенина и Попова, редкие ранние предметы живописной мастерской князя Н.Б. Юсупова в Архангельском, отдельные образцы продукции заводов А.М. Миклашевского и братьев Корниловых , а также многочисленных и порой неизвестных заводов Гжели. Завершает экспозицию рассказ о деятельности представителей семьи Кузнецовых, в частности – о создании Матвеем Сидоровичем Кузнецовым в последней трети XIX века «фарфоровой империи», известной как «Товарищество производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий». Кураторами выставки выступили:Анна Афанасьева – старший научный сотрудник ЕМИИ, магистрант кафедры истории искусств и музееведенияСергей Винокуров – кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры истории искусств и музееведения УрФУ, старший научный сотрудник ЕМИИ К открытию выставки было выпущено небольшое научное издание, обзорно знакомящее с составом коллекции музея, историей ее комплектования и историей основных фарфоровых заводов, чьи предметы представлены в экспозиции.Вплоть до 2 июня каждые выходные кураторами будут проводиться лекции и экскурсии по выставке. С параллельной программой можно познакомиться на сайте музея Поздравляем коллег с открытием!

Июльская практика искусствоведов и культурологов в Пушкинском музее

Ежегодная производственная практика студентов 2 курса направлений «История искусств» и «Культурология» в этом году впервые прошла в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва, Россия). Проведение летней практики в стенах одного из крупнейших художественных музеев страны стало возможно в рамках долгосрочного соглашения между ГМИИ им. А. С. Пушкина и УрФУ №02-25/001, подписанное 26 января 2022 года. Сегодня в коллекции музейного комплекса находится около 700 тысяч произведений разных эпох, начиная с Древнего Египта и античной Греции и заканчивая началом XXI века, а штат Музея включает в себя десятки выдающихся специалистов в сфере изучения искусства. Специально для наших студентов сотрудниками отдела образовательно-просветительских проектов музея была подготовлена уникальная программа. В первый день практики студентам посчастливилось лично пообщаться с директором ГМИИ им. А. С. Пушкина Мариной Девовной Лошак и замдиректора по научной работе Ильёй Аскольдовичем Доронченковым. Авторитетные лекторы рассказали о специфике музея, его коллекциях и особенностях научной и выставочной деятельности современного Пушкинского музея, а также ответили на все многочисленные вопросы практикантов. Отдельным блоком программы следовало посещение экскурсий по актуальным выставочным проектам ГМИИ им. А. С. Пушкина. Студенты посетили интереснейшую экскурсию по обновлённой постоянной экспозиции западноевропейского искусства, ознакомились с авторской концепцией представления произведений старых мастеров стенографа и куратора Патрика Уркада. Также уникальной возможностью стало посещение недавно открывшейся выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» с куратором выставочного проекта Александрой Альбертовной Даниловой, заведующим отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. Она представила историю формирования и бытования коллекций Морозовых, предпочтениях братьев и их особенностях при приобретении живописи, а также о любопытных научно-исследовательских открытиях, случившихся во время подготовки выставки. Посещение выставки графики и живописи «Между небом и землёй» прошло под руководством куратора проекта Анной Юрьевной Чудецкой, где искусствоведы и культурологи ознакомились с офортами Рембрандта, Франсиско Гойи, Василия Чекрыгина и Эдуарда Штейнберга. В программу практики также вошли встречи с ведущими сотрудниками и руководителями структурных подразделений Музея. Так, студенты имели уникальную возможность пообщаться с руководителем отдела организации выставок, с представителями региональной дирекции филиалов музея, узнали всё о лекционной и экскурсионной работе, о пиар-деятельности и маркетинге современного музея, а также о специфике организации мероприятий. Евгения Игоревна Киселёва-Аффлербах, заведующий отделом междисциплинарных проектов, рассказала об инклюзивных программах и проектах Пушкинского музея, о важности и перспективах развития данного направления. Ксения Александровна Велиховская, заведующий редакционно-издательским отделом, и её команда рассказали студентам о важности редакционной и книгоиздательской деятельности Музея, также предоставив студентам возможность ознакомиться с печатными изданиями, выпущенными отделом в последние годы. Значимой частью производственной практики стало посещение запасников различных отделов ГМИИ им. А. С. Пушкина. Студентам выпала огромная честь лично встретиться и пообщаться с Викторией Эммануиловной Марковой, доктором искусствоведения, профессором и ведущим специалистом в области итальянской живописи. Она провела интереснейшую и познавательную лекцию в запасниках итальянской живописи Музея, рассказала о тонкостях и специфике экспертизы и реставрации живописи на деревянной основе, показала множество хранящихся итальянских произведений разных веков, сопровождая это занимательными историями об их приобретении или результатах экспертизы. Олег Николаевич Антонов, заведующий Отделом графики, запасники которого в настоящее время насчитывают более 380 тысяч единиц хранения, рассказал об особенностях хранения графических произведений, о требованиях к световому и температурно-влажностному режимам, на наглядных примерах показал то, как хранятся рисунки, гравюры и произведения прикладной графики. В запасниках Древнего Востока Ольга Павловна Дюжева познакомила студентов с работой отдела, рассказала историю его основания, описала процесс сбора редких коллекций, продемонстрировала древневосточные статуэтки, рельефы, предметы бытового назначения, а также самую крупную в России коллекцию мумий. «В последний день студентов ожидало очень необычное и неожиданное мероприятие. Им выпала уникальная возможность своими глазами увидеть процесс строительства музейного квартала - масштабного проекта, призванного увеличить площадь музея более чем в два раза» - поделились Евгений Алексеев и Андрей Мережников, руководители практик. Сперва студентам и руководителям практики подробно описали план всего проекта, а затем, снарядив их защитными касками, провели по нескольким этажам одного из будущих зданий музея, показывая начальный этап строительства тех помещений, где в последствии должны будут размещаться пространства для постоянной экспозиции, временных выставок, лекционные залы, общественные зоны, магазины и кафе. «Привлечение уникальных специалистов, работа на экспозициях, в фондах, научной библиотеке Музея позволили придать практике высочайший профессиональный уровень с необходимыми компетенциями научно-исследовательской, музейно-экспозиционной и экспертной деятельности» - резюмировала Вера Авдеева, зав. кафедрой истории искусств и музееведения. Текст подготовлен Лианой Бекмансуровой, магистрантом 1 курса программы «Экспертиза и реставрация объектов культуры»  

Все проекты
Система Orphus