УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ – ПУТЬ К УСПЕХУ
25 февраля 2020 г. - 31 декабря 2020 г.
Ноябрь месяц довольно грустный своей осенней прохладой, минимальной комфортностью, но для всех, кто занимается качеством, - месяц особый, золотой. Ежегодно во второй четверг этого месяца мир отмечает День качества, а в Европе - Неделю качества.
В течение многих лет Всемирный день качества празднуется и в России. Рождение идеи бездефектного труда, положенной в основу системы управления качеством, - это результат множества решенных творческих задач, исправленных ошибок, добытых знаний.
Качество часто понимают достаточно узко, как свойство объекта. Однако, качество, являясь комплексным интегрирующим понятием всех сторон продуктивной деятельности, в тоже время несет в себе самое главное – эффективную функциональность объект его востребованность. Это характеризуется совокупностью свойств, отражающих уровень новизны, надежности и долговечности, экономичности и эргономичности, экологичности и других потребительских свойств объекта, придающих ему способность удовлетворять обусловливаемые или предполагаемые потребности человека.
Качество объекта определяется удовлетворением широкой потребности приобретателя. Практически оно формируется и определяется главными параметрами: социальностью, безопасностью и технологичностью. Именно от них зависит качество жизни человека. Однако главный параметр - уровень социальности, заложенный в объекте. Таким образом, главное - это решение социальной проблемы, а далее все остальное. Качество, в широком и в узком понимании его значения, должно быть направлено на улучшение жизни человека.
Качество по своей природе - это еще и особый ресурс: во-первых, ресурс увеличения нематериальных активов предприятия, во-вторых, важнейший ресурс конкурентоспособности, в-третьих, источник получения прибыли.
Качественное совершенствование продукции на предприятиях, начиная с этапа ее разработки, налаживания производства и заканчивая контролем готовых изделий, но, построенное в соответствии с современными международными стандартами - также мощный инструмент повышения конкурентоспособности предприятия не только на отечественном, но и на международном рынке.
Качество товаров, качество предоставляемых потребительских услуг для человека, решение изобретательских и прочих задач по повышению его уровня всегда были актуальны для нашего государства. Однако справедливости ради следует отметить, что такая важная категория, как качество, было во многом декларативным, часто формальным. Показатель качества в нашей стране носил в большей степени социально-политический характер, нежели социально-экономический характер. В условиях огромного дефицита на различные товары, отсутствия значительной конкуренции, показатели, характеризующие уровень качества, носили чаще всего, декларативный, формальный характер. Соответственно потребитель не всегда был в них заинтересован.
В настоящее время наша страна встала на рыночный путь развития экономики, что предполагает всерьез заняться менеджментом качества, производством высококачественных, конкурентоспособных товаров и стать полноправным участником международного рынка, либо превратиться в сырьевой придаток развитых стран. Совсем недавно термин «конкурентоспособность» употреблялся, чаще всего, применительно к продукции машиностроительной отрасли. Сегодня термин «конкурентоспособность» - становится одним из самых распространенных и часто употребляемых, особенно, применительно к услугам: в медицинской, педагогической, гостиничной, туристической, коммунальной и других сферах деятельности.
Руководство нашей страны осознает повышенную актуальность проблемы обеспечения конкурентоспособности и качества отечественной продукции. В связи с этим президент считает, что повышение конкурентоспособности государства - одна из самых важных политических и экономических задач. По этому поводу В. В. Путин высказал свое видение национальной идеи, сутью которой является вызов различным странам и регионам мира своим очень активным развитием, а не разговором о том, как мы богаты природными ресурсами и какими умными мы являемся, не почивать на этих лаврах. Действительно, иначе мы «захиреем» окончательно, никакого развития не будет. Присутствие конкурентоспособности во всем, по мнению президента, сегодня основная национальная идея. Если конкурентоспособность товаров и услуг, построенная на базе качества, может пронизывать все операции бизнес-процесса, то по существу она становится инновационной философией и методологией современного предпринимательства, в сущности которой должна быть заложена мировая новизна решений и действий, воплощенных в товарах и услугах, направленных на решение социальных задач. А эту философию обязательно нужно познать!
Качество связано не только с товарами и услугами, оно связано со всеми сферами деятельности человека. Обеспечение качества требуется на стадиях разработки, подготовки производства и изготовления продукции. Поступление на рынок высококачественной, конкурентоспособной и безопасной продукции требует применение и таких инструментов, как стандарты и сертификация систем управления или СМК. Стандарты следует считать международным языком. Отклонение от стандартов недопустимо!
Переосмысление руководством предприятий и организаций своего отношения к категории качества становится залогом финансового благополучия производственных коллективов и успешного продвижения выпускаемых ими товаров, как на отечественный, так и на мировой рынок.
Качество и бизнес связны с человеком, как центральным звеном устойчивого развития, ориентированного на охрану здоровья и обеспечения полноценной жизни человека в гармонии с природой и обществом. Концепция устойчивого развития становится основой менеджмента не только у нас в стране, но и у компаний мирового уровня. Качество должно не только проникнуть в каждого из нас, но и стать действенным инструментом всех инновационных преобразований.
Устойчивое развитие является основой новой философии - философии развития общества, основанной на интеграции и динамике социальных, экологических и экономических аспектов, как при принятии инновационных решений, так и в практической деятельности, направленных на обеспечение благополучия будущих поколений людей. Для достижения этого необходимы соответствующие знания. Нельзя полагаться только на свой здравый смысл, сложившийся стереотип принятия решений, использующий неэффективные управленческие технологии. Мировые тенденции развития систем менеджмента качества основаны на использовании теории всеобщего управления качеством (TQM), которая отражена в серии Международных стандартов ИСО 9000.
На этом пути велика роль кадрового обеспечения: подготовка специалистов высокой квалификации в области обеспечения качества и конкурентоспособности. Появляются отделы качества в организациях различного профиля, но специалистов владеющих нужными компетенциями по направлению обеспечения качества на сегодняшний день на рынке труда недостаточно. Понимая важность такой подготовки, предприятия должны использовать целевые направления для обучения и подготовки специалистов нужной инновационной квалификации. От этого будет зависеть статус и стоимость предприятия.
Первый выпуск по специальности 27.03.02 «Управление качеством» в УрФУ состоялся в 2004 году. Это был первый выпуск дипломированных специалистов по управлению качеством на Урале.
Сегодня выпускники кафедры прежних лет являются признанными специалистами в области управления качеством в Уральском регионе:
- начальник отдела качества УрФУ – выпускница 2004 г. Кругленко И.Ф.;
- руководитель учебно-научного центра экспертиз, сертификации и проблем качества УрФУ – выпускник 2009 г. Скрипов А.П.;
- Яковлев И. М. - начальник отдела качества АО ПО «УОМЗ» – тоже выпускник кафедры 2009 г.;
- зам. ген. директора по качеству ООО «ТРОНИК» - выпускница 2005 г. Гунбина Л.В.;
- директор по качеству дивизиона «Самолеты» АО «Уральский завод гражданской авиации» - выпускник 2009 года Романов М.В.-
- руководитель проектов Регионального центра компетенций – выпускник 2017 г. Зайцев Д.В. т др.
Область профессиональных интересов выпускников не ограничивается СМК по модели ИСО серии 9000, а понимается шире: это и энергоменеджмент (стандарт ИСО 50001), и системы бережливого производства (ГОСТ Р 56404), и внедрение требований отраслевых и международных стандартов. Сегодняшние выпускники по специальности «Управление качеством» всегда востребованы работодателями. Они оказываются на острие решения проблем, стоящих перед экономикой РФ в целом: (Указ президента № 899 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики»; Приказ Минпромторга России от 20.06.17 № 1907 «Об утверждении Рекомендаций по применению принципов бережливого производства в различных отраслях промышленности» и др.).
Качество образования подтверждается успешными выступлениями на олимпиадах: в 2017 г. Мозговенко А. заняла 2 место на Всероссийской студенческой олимпиаде «Системы качества» (г. Казань) и победами в конкурсе выпускных квалификационных работ, проводимом РОСТЕХом (Зайцев Д. – I место и Старостин А. – II место в конкурсе 2017 г.).
Научное направление кафедры, связанное с данной специальностью подготовки – «Управление качеством в инновационной сфере и сфере образования». Доцент кафедры Зеткин А.С. в качестве аудитора СМК совместно с руководителем по качеству УрФУ Шавриным А.С. занимался внедрением системы менеджмента качества в университете и ее совершенствованием с использованием инновационных технологий, что нашло отражение в их совместных публикациях: «Применение процессного подхода в образовательном учреждении», журнал «Качество. Инновации. Образование», №5, 2015г.; «Кадровое обеспечение в области технического регулирования, метрологии и управления качеством», там же; «Практический опыт самооценки УрФУ по критериям EFQM, как элемент улучшения деятельности организации», доклад на Международной конференции «Системы менеджмента. Соединение идеи и возможности», 03.12.2015; «Методика формирования политики и целей для систем менеджмента на основе программных документов организации», журнал «Качество. Инновации. Образование», №6, 2016г.; Опыт внедрения в УрФУ процедуры электронных внутренних аудитов», журнал «Университетское управление: практика и анализ», №3, 2017г. и др.
Наш университет присоединился всемирному движению за качество и имеет сертифицированную систему менеджмента качества (СМК) на соответствие требованиям международного стандарта ISO 900:2015.