Технологии в управлении персоналом

Интервью с научным руководителем

Чем можно объяснить высокий интерес абитуриентов к образовательной программе магистратуры «Технологии в управлении персоналом», какие профессиональные компетенции развивают выпускники программы в процессе обучения, какие перспективы у специалистов по управлению персоналом на современном рынке труда, мы спросили у научного руководителя образовательной программы, кандидата экономических наук, доктора Федорову Алену Эдуардовну

 

- В эпоху стремительного развития цифровой экономики, масштабной автоматизации и роботизации изменяется роль человека в организации, появляются новые вопросы о способах реализации потенциала человека в обществе. Если раньше система образования была нацелена на формирование профессиональных навыков, то сегодня нужно развивать цифровые (digital skills) и универсальные (soft skills) компетенции работников, обладающих новым типом мышления.  Несмотря на прогнозы, что в будущем миллионы рабочих мест будут заменены роботами и автоматами, организациям всегда будут нужны люди. Цифровые технологии позволяют повысить прибыльность бизнеса, но профессиональный сотрудник остается основным ресурсом. Таким образом, правильное сочетание человеческих ресурсов и цифровых технологий в бизнесе становится ключевой задачей руководителей и специалистов по управлению человеческими ресурсами. Можно использовать технологии в качестве очень важного фактора выстраивания деловых отношений, но человечес­кое тепло, доверительные отношения между двумя людьми, способность создавать и визуализировать бизнес-модели, способность разрабатывать стратегии – все это очень трудно заменить машинами. Хотя навыки использования цифровых технологий рассмат­риваются руководителями как важные, тем не менее наиболее значительный спрос наблюдается на такие личностные качества сотрудников, как способность адаптироваться, творческий подход к решению задач и лидерские качества.

Человеческое взаимодействие по-прежнему очень важно, а человеческие ресурсы незаменимы.

Для кого актуальна магистерская программа «Технологии в управлении персоналом»?

- Прежде всего следует сказать, что магистерская программа уникальна по своему содержанию, так как имеет взвешенное сочетание управленческих, экономических и психологических дисциплин. Совокупность знаний и умений в области менеджмента, экономики и психологии является основой профессии специалиста по управлению персоналом.Обучение актуально как для тех, кто уже работает в сфере управления персоналом организации и стремится к профессиональному и карьерному развитию, а также для тех, кто имеет диплом бакалавра любого направления, но хотел бы реализовать свой личностный потенциал в качестве руководителя, управленца или собственника бизнеса.

Бизнес делают люди, а, следовательно, компетенции в области управления людьми востребованы в любой сфере экономической деятельности

Что предстоит изучать будущим магистрам?

- Образовательная программа нацелена на подготовку руководителей и специалистов по управлению человеческими ресурсами организации в условиях бурного развития цифрового общества. Программа разработана на основе 2-х профессиональных стандартов: 07.003 – Специалист по управлению персоналом и 07.001 – Специалист в области медиации (медиатор). Для того, чтобы освоить профессиональный компетенции, магистрант изучает обязательные модули, а также дисциплины по выбору. Обязательные модули «Стратегическое управление персоналом», «Аналитика и консалтинг в HR», «Современные HR технологии» и «Развитие надпрофессиональных компетенций» формируют базовые знания и умения. В процессе обучения магистранты могут выбрать направление своей углубленной специализацией посредством изучения одного из модулей «Управление персоналом в условиях неопределенности», нацеленного на освоение технологий группового тренинга и командообразования, переговорного процесса и принятия решений, управления изменениями и медиации в трудовой сфере, и «Обеспечение эффективности управления персоналом», имеющего целью развитие понимания экономических и организационных аспектов деятельности по управлению человеческими ресурсами организации.

Особенностью программы является выраженная практико-ориентированность процесса обучения. Участие в образовательном процессе значительной доли специалистов-практиков обеспечивает возможности для обучающихся последовательно овладеть необходимым уровнем квалификации и включения выпускников в управленческую деятельность без дополнительного переобучения. Вместе с тем, программа предполагает фундаментальную научную подготовку, достаточную для продолжения обучения в аспирантуре и ведения научно-исследовательской работы.

Алена Эдуардовна, когда-то Вы обучались по специальности «Менеджер, экономист» в УПИ, а сегодня являетесь доцентом кафедры управления персоналом и психологии и руководителем образовательной программы. Как складывалась Ваша карьера?

-  Преподавать в одном из университетов Екатеринбурга я начала сразу после получения второго высшего образования. Со временем у меня появилась возможность поработать в бизнесе, получить бесценный опыт в вопросах  управления персоналом. Кстати, тогда же я поняла, что мне не хватает знаний в области психологии, поэтому снова начала учиться, на тот момент в УрГУ. Но я никогда не оставляла преподавательскую деятельность и однажды окончательно для себя решила, что работа в университете, дающая в числе прочего возможность заниматься наукой, — это то, что мне более интересно, чем бизнес.

В 2020 году Вы получили степень PhD в Римском университете Ла Сапиенца. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой степени, что она дает?

- Мы живем в эпоху глобализации экономики (процесс усиления экономической интеграции между странами) и развития международных связей. И для современного ученого или преподавателя важно интегрироваться в мировую науку. Поэтому я начала заниматься международными проектами. Все началось с участия в зарубежных конференциях, стажировках в зарубежных университетах, что позволило мне постепенно вовлекаться в международное научное сообщество. Когда втягиваешься в процесс международного сотрудничества, то уже сложно остановиться, поскольку постоянно открываются новые возможности. Так, несколько лет назад мне поступило предложение поступить в докторантуру и продолжать научно-исследовательскую работу в рамках PhD-программы. В отличие от российской научной степени (кандидат наук), степень PhD понятна для мирового сообщества. Но в нашей стране эта степень приравнивается к степени кандидата наук, поэтому для меня ничего не изменилось.

«Стоит только начать, остановиться сложно, потому что понимаешь, какие открываются возможности».

Что бы Вы посоветовали магистрантам, обучающимся по образовательной программе «Технологии в управлении персоналом» и нацеленным на профессиональный успех? 

- Мой главный совет — это изучение иностранных языков в период обучения в университете. Ведь незнание языка — это серьезный барьер для развития в профессии. Хотелось бы, чтобы студенты понимали, что мы живем в эпоху «размытия» границ рынка труда, когда независимо от места жительства можно строить карьеру в зарубежной компании.   

«Если студент заканчивает университет и способен говорить на английском языке, то перед ним открыт весь мир».

Также хотелось бы, чтобы магистранты понимали, что сегодня мы живем в условиях цифровизации экономики, бизнеса, и для работодателей сейчас не существует границ. Чтобы получить работу в хорошей зарубежной компании не обязательно жить в стране, где находится эта компания. Хорошие специалисты могут перемещаться из страны в страну и при этом выполнять свои обязанности и получать хорошую зарплату. Но для того, чтобы получить такую работу, нужно иметь стратегическое мышление. Работодателям сейчас нужен специалист, который владеет множеством компетенций и может выполнять несколько видов профессиональной деятельности. Те студенты, которые это понимают, начинают себя к этому готовить. А те, кто живет сегодняшним днем, становятся неконкурентоспособными на рынке труда. Студентам необходимо уже сегодня выстраивать траекторию своей профессиональной деятельности.

«Если раньше мы говорили, что нужны профессионалы, то сегодня мы говорим, что  нужны транспрофессионалы».

Какие карьерные возможности ожидают выпускников после окончания программы?

Полученные профессиональные компетенции в области управления персоналом дают возможность выпускникам программы работать в организациях государственного и частного секторов экономики, в сфере предпринимательства и малого бизнеса, осуществлять управленческую, аналитическую, консалтинговую, медиативную и научно-исследовательскую деятельность.

 

Уникальность образовательной программы «Технологии в управлении персоналом» заключается в том, что в основу ее построения заложена идея транспрофессионализма, развития надпрофессиональных компетенций выпускников, что делает их универсальными и востребованными на современном рынке труда.

 

Система Orphus