Филология

Интервью с руководителем образовательной программы

Интервью с руководителем образовательной программы «Филология»

Меньщикова Анна Манасовна – кандидат филологических наук, заместитель директора департамента «Филологический факультет», старший преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы УГИ УрФУ. Окончила бакалавриат (2012), магистратуру (2014), аспирантуру (2017) департамента «Филологический факультет» УрФУ.

- Расскажите о своем выборе? Почему в свое время Вы выбрали тогда еще Филологический факультет УрГУ им. А.М. Горького?

- Уже в старших классах, учась в Специализированном учебно-научном центре УрГУ (ныне – СУНЦ УрФУ), я знала, что хочу только на филфак. Мне нравилось заниматься русской литературой, гуманитарные дисциплины давались легко. К тому же я была окружена отличными филологами, кстати, выпускниками  филологического факультета УрГУ разных лет, на которых хотелось быть похожей. Я имею в виду не только их образованность, начитанность, а вообще – свойства личности: тонкий, ироничный юмор, сплав харизмы, острого интеллекта, творчества и конечно – увлеченности своим делом. Это особенный взгляд на мир. Филолог обладает огромным багажом знаний, у него всегда есть собственное мнение, которое он способен мастерски излагать устно и письменно. Этому на филфаке учат хорошо, поэтому наши выпускники успешно работают в СМИ, в сфере спичрайтинга, занимаются творческой и литературно-критической деятельностью, становятся тренерами по технике речи, так востребованной сегодня не только в среде гуманитариев.

- Расскажите о конкуренции образовательных программ. Вы поступали в университет в 2008 году, и тогда еще не было столь богатого выбора направлений, как сегодня. Как не запутаться? И почему все-таки «Филология»? Как она выдерживает конкуренцию с модными прикладными направлениями?

-  Тенденция к увеличению числа образовательных программ не так нова, как это может показаться. За ней стоит стремление уточнить, ограничить области изучаемого знания, но границы между ними достаточно условны. Между прочим, в сороковые годы факультет существовал как историко-филологический. И это было не только на Урале, можно обратиться к истории других ведущих филологических факультетов страны, факультетов, что называется, «с традицией» (департамент «Филологический факультет» УрФУ в 2020 году отметит 80-летие). Сегодня мы видим новый виток дробления областей гуманитарного знания. С одной стороны, это дает абитуриенту возможность уже с 1 курса выбрать наиболее конкретную, соответствующую его интересам сферу. С другой стороны, это чревато разочарованиями: представления о себе самом и окружающем мире, о себе в мире очень быстро меняется, когда тебе 18, 20, 25 лет…  Почему все же «Филология»? Потому что эта образовательная программа дает образование, а не специальность. Учитывая современные возможности дополнительного краткосрочного образования, интернет-ресурсов, наконец, программ дополнительного образования УрФУ, а также – Ее-величество-практику на производстве, когда студент начинает работать и получает первый практический опыт, могу сказать, что вариант фундаментальное образование + получение дополнительных прикладных навыков оптимальнее формулы узкая прикладная специальность + дополнительные навыки в рамках узкой специальности. В подтверждение своих слов могу сказать, что число студентов, переводящихся на «Филологию» уже в процессе обучения в вузе, превышает число тех, кто движется в обратном направлении.

- Более востребованы сегодня именно узкие специалисты, а фраза «Филолог может работать везде» легко переворачивается в «Филолог может работать везде, а значит, нигде». Здесь же можно вспомнить о мемах и шутках про гуманитариев, работающих в McDonalds. Не кажется ли Вам, что будущее все же не за фундаментальными теоретическими науками?

- Мне кажется, что в каждый исторический период будущее – за личностью. Реальность предъявляет нам требования, которым мы отвечаем / не отвечаем в силу своих целей, возможностей и желания. Сложно спорить с тем, что сегодняшний запрос времени – это мобильность, умение ориентироваться в информационном потоке, способность применять пресловутые знания, умения и навыки в быстро меняющихся обстоятельствах. Чем шире спектр полученных знаний, тем больше инструментов. С прикладной специальностью пространства для маневра меньше, хотя в каждом случае все зависит от личности. Кто-то бесконечно учится, совершенствуется в своем деле, а кто-то идет работать не по специальности. Это выбор каждого, и он не связан с профилем образовательной программы.

- Если уйти от метафизики и обратиться к конкретике, где работают выпускники направления «Филология»? Как складывается их профессиональная судьба? Удается ли им идти в ногу со временем?

- Думаю, что удается. Во-первых, бакалавры филологии охотно идут в преподавание. Это могут быть школы, колледжи, курсы подготовки к ЕГЭ, преподавание русского языка как иностранного. Если обратиться к конкретным цифрам, то в 2019 году диплом бакалавра по направлению «Филология» получил 31 человек. Из них 25% работает в преподавании.

Конечно, ошибочно думать, что после филфака можно быть только учителем. В сфере работы с текстом (копирайтинг, наполнение контента сайта, создание собственных текстов, редактирование/корректирование) уже сейчас работает несколько человек из выпускников 2019 года. Многие продолжают обучение в магистратуре департамента «Филологический факультет»,  некоторые выпускники уехали в Москву, Санкт-Петербург и за границу.

Среди выпускников последних десяти лет – преподаватели, литературные критики, поэты, успевшие войти в премиальные листы, исследователи и редакторы, руководители крупных проектов в учреждениях образования и культуры, ребята, работающие в СМИ, пресс-центрах, отделах по связям с общественностью крупных организаций, таких как, например, УГМК, Ельцин Центр, Объединенный музей писателей Урала. Как правило, все они получили дипломы магистров, некоторые – ученую степень, однако ядро полученного образования все же остается за бакалавриатом.

 - Практически все варианты трудоустройства, перечисленные Вами, требуют опыта работы или хотя бы первичных представлений о специфике той или иной деятельности. Как в этом помогает практика, которую проходят студенты во время обучения в бакалавриате?

- Помимо педагогической практики в школах, колледжах и на площадках УрФУ, студенты проходят музейную практику, потому что музей сегодня – это поле творческих проектов: достаточно вспомнить формат «Ночи музеев» или актуальные сегодня проекты виртуальных музеев. Кроме того, на факультете действуют научные экспедиции (Русский Север, Поволжье, Урал). Это реальная возможность поработать с «живым» материалом в условиях среды и уже в студенчестве начать исследовательскую деятельность. Для набора 2020 года мы планируем расширить список организаций для прохождения практики, привлечь издательства, учреждения культуры, редакции журналов.

Практикоориентированность программы обеспечивается и кадрами. Среди наших преподавателей – члены союзов театральных деятелей, журналистов, писателей, редакторы и издатели, поэты, писатели и критики, судебные эксперты и члены-корреспонденты РАН.

 - Что Вы можете пожелать абитуриентам образовательной программы? Как сдать вступительный экзамен по русской литературе? Немногие вузы сегодня, за исключением творческих, принимают абитуриентов не только по ЕГЭ. Зачем нужен этот экзамен?

 - Упоминание творческих вузов неслучайно. Филология – это сфера, где ребятам не приходится выбирать между творчеством своим и чужим. Изучая, интерпретируя литературу, мы лучше понимаем себя. Если студент склонен к писательству, начитанность, понимание традиции (а только в этом случае есть шанс сказать что-то новое) помогает ему и в самостоятельной творческой работе. На филфаке во все времена ценились способности самостоятельно мыслить, видеть неочевидные связи, выходить за границы предложенного. Именно эти умения, наряду с грамотной устной и письменной речью, конечно, мы проверяем на внутреннем вступительном испытании. Подробнее о формате экзамена, критериях оценивания можно прочитать в соответствующем разделе на сайте департамента «Филологический факультет» (https://philology-urgi.urfu.ru/ru/obrazovanie/bakalavriat/filologija/postuplenie/). Там же размещены рекомендации для подготовки. Хочу заметить, что оценки абитуриентов на нашем экзамене, как правило, выше баллов, полученных на ЕГЭ: филолог (пусть и будущий) редко работает в строгих рамках формата и лучше проявляется себя в ситуации собеседования.

Абитуриентам образовательной программы «Филология» хочу пожелать быть любопытными, много читать, смотреть, прислушиваться к речи вокруг и не бояться. Не бояться противостоять общественному мнению, если оно навязывает непопулярные для всех гуманитариев стереотипы, не бояться принять решение заниматься своим делом, тем, что нравится. Остальному можно научиться.

 

Система Orphus