Психология

Модули учебного плана

 

№ п/п

Наименования дисциплин (модулей)

Аннотации модулей

1.               

Модули

 

2.               

Обязательная часть

 

3.               

Практика эффективной коммуникации

В модуль входит дисциплина: Практика эффективной коммуникации.

Модуль направлен на получение и расширение знаний о стилях современного русского языка, речевого взаимодействия, структуре общения, нормативных, коммуникативных, этических аспектах устной и письменной речи, культуре речи, основных направлениях совершенствования навыков грамотного письма и разговорной речи.

4.               

Иностранный язык

В модуль входит дисциплина: Иностранный язык.

Способствует овладению студентами разговорно-бытовой речью и языком специальности для активного применения иностранного языка, как в повседневном, так и в профессиональном общении, т.е. формирование общей, коммуникативной и профессиональной компетенции, а также на расширение языковой, лингвострановедческой и социокультурной компетенции.

5.               

Безопасность жизнедеятельности

В модуль входит дисциплина: Безопасность жизнедеятельности.

Модуль направлен на формирование у студентов способности использовать знание основ безопасности, приемов первой помощи, методов защиты, в том числе психологической, в условиях чрезвычайных ситуаций в профессиональной деятельности.

6.               

Научная картина мира

В модуль входят дисциплины: Естественнонаучная картина мира, Логика и теория аргументации.

Модуль направлен на формирование представлений о естественнонаучной картине мира, современных представлений о природе;

закономерностях взаимодействия живой и неживой природы на микро, макро и мега уровнях; понимание места и роли человека в познании природы. Изучается связь естественного языка и мышления, закономерности последнего с точки зрения его структурной организации, возможности построения логических исчислений.

7.               

Мировоззренческие основы профессиональной деятельности

В модуль входят дисциплины: История, Философия.

Освоение модуля способствует развитию у студентов интереса к фундаментальным знаниям, формированию целостного системного представления о мире и месте человека в нем; стимулирует потребность к философским оценкам исторических событий и фактов действительности, усвоению идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм; знакомит с основными философскими и историческими школами; способствует овладению методами анализа причинно-следственных связей в историческом процессе и выработке ценностного отношения к историческому прошлому.

8.              И

Информационные технологии и сервисы

В модуль входит дисциплина: Информационные технологии и сервисы.

В результате освоения модуля студенты приобретают навыки самостоятельного использования компьютерных технологий, повышающих эффективность обучения. Формируется способность выполнять поиск, обработку, передачу  и хранение информации в цифровой форме с использованием современных технических средств, коммуникационных сервисов и профессиональных баз данных с учетом требований информационной безопасности в рамках действующего законодательства.

9.               

Основы проектной деятельности

В модуль входит дисциплина: Основы проектной деятельности.

В результате освоения модуля студент должен быть способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде.

10.             

Фундаментальные основы психологии

В модуль входят дисциплины: История психологии, Общая психология, Общепсихологический практикум, Психология личности, Психология развития и возрастная психология, Социальная психология.

В процессе изучения этих дисциплин студенты получают знания, необходимые для профессиональной компетентности психолога в научно-исследовательской работе и практической деятельности. В ходе обучения раскрываются основные понятия психологической науки, освещаются ее важнейшие проблемы и методы, исторический путь развития, а также категории психологии, психические процессы и индивидуально-психологические особенности личности.

11.             

Основы социально-гуманитарного знания

В модуль входят дисциплины: Введение в психологию, Введение в учебную деятельность, Культурология, Основы права, Академическое письмо, Социология.

Модуль направлен на формирование у студентов способности учитывать тенденции развития общественных и государственных институтов, исходя из политических и экономических механизмов их функционирования, правовых и этических норм регулирования; эффекты и последствия своей профессиональной деятельности, следуя принципам социальной ответственности; осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде; воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах; учитывать в профессиональной деятельности специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального, особенности этнокультурного развития своей страны и социокультурного пространства, поведения различных национально-этнических, половозрастных и социально-классовых групп, а также инфраструктуру обеспечения социального благополучия граждан; обеспечивать высокий уровень социальной культуры профессиональной деятельности и  соблюдать профессионально-этические требования в процессе ее осуществления; грамотно осуществлять письменную коммуникацию в профессиональной сфере.

12.             

Клинические аспекты психологии

В модуль входят дисциплины: Основы клинической психологии, Основы нейропсихологии, Основы патопсихологии, Психология стресса, Специальная психология.

Модуль направлен на формирование у студентов представлений о взаимосвязях психологии с медицинскими науками, знаний о клинико-психологических феноменах и категориях, закономерностях функционирования и развития психики в норме и при патологии. Способствует формированию умений описывать и анализировать клинико-психологические феномены и эго-состояния; формированию навыков клинико-психологического обследования, практического применения методов нейро- и патопсихологической диагностики и коррекции отклонений в психическом статусе и развитии, в том числе людей с ограниченными возможностями здоровья.

13.             

Естественно-научные основания психологии

В модуль входят дисциплины: Анатомия центральной нервной системы, Зоопсихология и сравнительная психология, Нейрофизиология, Основы психогенетики, Психофизиология и физиология высшей нервной деятельности.

Модуль направлен на формирование системного знания о физиологии высшей нервной деятельности,  изучение нервных структур и центров, деятельность которых связана с психическими процессами и поведением человека; познание физиологических механизмов психической познавательной деятельности (восприятий, памяти, мышления, эмоций, воли) и поведения; изучение условных и безусловных рефлексов и инстинктов у человека и животного.

14.             

Основы научно-исследовательской деятельности в психологии

В модуль входят дисциплины: Математические методы в психологии, Методологические основы психологии, Практикум по психодиагностике, Психодиагностика, Экспериментальная психология.

Основной целью освоения модуля является формирование у студентов системы знаний, умений, навыков и компетенций, позволяющих организовывать и осуществлять научные исследования в своей будущей профессиональной деятельности.  В ходе реализации модуля решаются следующие задачи: привитие студентам представления о содержании и структуре науки и научной деятельности; создание представления об основах методологии научных исследований, методов, понятий научно-исследовательской деятельности; формирование практических навыков и умения применения научных методов и методики организации и проведения научного исследования; систематизация навыков работы с научной информацией; формирование представления о психологических типах поискового и информационного поведения с использованием современных информационных технологий.

15.             

Организационная психология

В модуль входят дисциплины: Психология менеджмента, Психология профессионального развития, Психология труда и организационная психология.

Освоение модуля позволяет сформировать у студентов систему научных понятий и психологических представлений о трудовой деятельности и человеке как субъекте труда; целостное представление об организационно-управленческой деятельности психолога, овладеть психологическими механизмами и управленческими технологиями, повысить психологическую культуру в работе с организацией и персоналом; осуществлять анализ и планирование траекторий профессионального развития персонала организации. 

16.             

Физическая культура и спорт

В модуль входят дисциплины: Прикладная физическая культура, Физическая культура.

Модуль включает себя дисциплины, формирующие у студентов способность использовать методы и инструменты физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

17.             

Формируемая участниками образовательных отношений

 

18.             

Психологические аспекты педагогической деятельности

В модуль входят дисциплины: Педагогика и методика преподавания психологии в образовательных учреждениях, Педагогическая психология, Психолого-педагогические основы инклюзивного образования.

Модуль направлен на формирование у студентов системы представлений о предмете и законах педагогической психологии, особенностях восприятия учебного материала на различных возрастных этапах, освоение современных образовательных технологий. Модуль знакомит с понятийно-категориальным аппаратом педагогики, основными этапами развития педагогической мысли, а также современной нормативно-правовой базой, регламентирующей образовательную сферу. Он нацелен на теоретическое и практическое освоение знаний об основных технологиях организации психологической работы в образовательных учреждениях. Освоение модуля мотивирует студентов на дальнейшую работу в образовательной сфере.  

19.             

Дифференциальная психология личности

В модуль входят дисциплины: Гендерная психология, Дифференциальная психология, Психология мотивационных различий, Психология одаренности.

Освоение модуля позволяет сформировать представления об основных факторах развития индивидуальности, о соотношении дифференциально-психологического подхода к психике человека с общепсихологическим; о структуре индивидуальности и взаимосвязях между ее уровнями, об основных приемах методологического анализа индивидуальных свойств и содержания новых понятий психологии индивидуальных различий. Формируются навыки решения диагностических и психокоррекционных задач практической психологии, а также реализации индивидуального подхода в коммуникациях различного содержания.

20.             

Практическая работа психолога

 

В модуль входят дисциплины: Введение в психотерапию, Коучинг, Основы консультативной психологии, Основы психокоррекционной работы, Основы тренинговой работы,  Экспрессивная терапия в работе психолога.

Освоение модуля способствует формированию у студента целостного представления о задачах, методах, специфике и этических принципах практической работы психолога в области консультирования, ведения тренингов, коучинга, психотерапии и проведении коррекционной работы в различных отраслях профессиональной деятельности.

21.             

Инструменты психологического исследования

В модуль входят дисциплины: Аппаратурные методы в психологии, Компьютерный анализ данных в психологии, Методы социальной психологии.

Освоение модуля позволяет студенту овладеть разноплановыми традиционными и современными методами сбора и обработки психологических данных: освоить методы исследования головного мозга, вегетативной нервной системы; научиться связывать показатели, полученные объективными методами, и непосредственные психические явления и процессы; разрабатывать программу социально-психологического исследования и реализовывать ее в практике; освоить прикладные пакеты программ математико-статистической обработки результатов психологических исследований.

22.             

По выбору студента

 

23.             

Психология социальных групп

В модуль входят дисциплины: Политическая психология, Психология массового поведения, Этнопсихология.

Освоение модуля позволяет сформировать у студента целостное представление об особенностях  больших социальных групп (этнических, политических, религиозных), а также об особенностях поведения личности в этих группах. Формируются первичные навыки применения социально-психологических методов в области исследования массового сознания.

24.             

Прикладная социальная психология

В модуль входят дисциплины: Психология массовых коммуникаций, Психология терроризма, Психология рекламы.

Освоение модуля позволяет сформировать целостное представление о социально-психологических феноменах, категориях, закономерностях функционирования и развития больших и малых социальных групп, личности в группе, межгрупповой и внутригрупповой коммуникации.

25.             

Лабораторный эксперимент в современной психологии

В модуль входят дисциплины: Математическое моделирование в психологии, Программирование в психологии, Экспериментальная психофизиология.

Освоение модуля позволяет студенту овладеть методами моделирования и программирования в психологии, познакомиться с современным оснащением лабораторного эксперимента. Модуль направлен на изучение продвинутых методов создания и проведения психофизиологических экспериментов с использованием аппаратных методов. Изучаются методы обработки данных, в том числе с использованием автоматизированных программных комплексов и языков программирования. В результате освоения модуля студент сможет конструировать и проводить лабораторные психологические и психофизиологические эксперименты, обрабатывать и анализировать их результаты.

26.             

Основы диагностико-коррекционной работы с детьми

В модуль входят дисциплины: Нейрокогнитивная диагностика детей, Практическая диагностика детей и подростков, Психологический аспект трудностей обучения, Семинар - тренинг по работе с девиантными подростками.

Освоение модуля позволяет углубить и систематизировать знания студентов о многообразии методов психологической работы с детьми. Содержание дисциплин модуля нацелено на ознакомление с различными видами диагностических методик и особенностями их применения в работе с детьми и подростками.

27.             

Психология взрослости

В модуль входят дисциплины: Кризисология и психология кризисных состояний, Психология зрелости и геронтопсихология, Психология родительства,  Психология семьи.

Освоение модуля позволяет глубже изучить психологию взрослого человека, особенности самореализации в этом периоде и барьеры в развитии. Изучаются закономерности развития человека на ступени его зрелости; формируются навыки психологического консультирования в ситуациях нормативных и ненормативных жизненных кризисов; анализируются типичные и наиболее распространенные проблемы в супружеских и детско-родительских отношениях.

28.             

Социальные аспекты работы психолога

В модуль входят дисциплины: Организация психологической службы, Психология отклоняющегося поведения, Психология социальной работы, Телефон доверия.

Освоение данного модуля позволяет сформировать способность работать в социальной сфере, разбираться в ее структуре, понимать роль и задачи психолога. Модуль углубляет и систематизирует знания студентов о некоторых социальных аспектах работы психолога: с отклоняющимся поведением, с разным контингентом поведения в социальной работе, с людьми, находящимися в кризисных ситуациях.

29.             

Личность в социальной среде

В модуль входят дисциплины:

Психология влияния, Психология имиджа, Психология конфликта, Психология потребления.

Освоение модуля способствует формированию у студентов целостного представления о личности в социальной среде как об объекте социально-психологического познания. Рассматриваются теоретические и прикладные вопросы социальной перцепции и имиджа, феноменология конфликта и технологии его предотвращения и разрешения, прикладные аспекты социальной и экономической психологии, связанные с потребительским поведением.

30.             

Майнор

Модуль позволяет студенту получить дополнительные компетенции в области знаний, отличной от основного направления подготовки его образовательной программы. Майноры позволяют обеспечить не только высокий уровень профессиональной подготовки студентов по образовательной программе, но и дает возможность приобрести знания из других областей, которые пригодятся для будущей карьеры или же расширить кругозор.

31.             

Практика

 

32.             

Обязательная часть

 

33.             

Практики 1

В модуль входят дисциплины: Учебная практика, учебно-ознакомительная; Производственная практика, научно-исследовательская работа; Производственная практика, производственная практика в профильных организациях; Производственная практика, научно-исследовательская (преддипломная).

Учебная практика, учебно-ознакомительная практика:

Цель практики – ознакомление студента с основами проектной деятельности, приобретение профессионального опыта в практическом применении теоретических принципов и методических приемов проведения психологического исследования.

Производственная практика, научно-исследовательская работа:

Цель практики  – подготовка студента к научно-исследовательской профессиональной деятельности, формирование компетенций ученого-исследователя. Содержание научно-исследовательской деятельности определяется в соответствии с выбранной направленностью и темой выпускной квалификационной работы.

Производственная практика, производственная практика в профильных организациях:

Цель практики – подготовка студента к практической и организационно-управленческой видам профессиональной деятельности, формирование компетенций, соответствующих этим видам деятельности.

Производственная практика, научно-исследовательская (преддипломная):

Цель практики – подготовка студента к научно-исследовательской профессиональной деятельности, формирование компетенций ученого-исследователя.

34.             

Формируемая участниками образовательных отношений

 

35.             

Практики 2

В модуль входит дисциплина: Производственная практика, педагогическая.

Производственная практика, педагогическая:

Цель практики – подготовка выпускников к педагогической профессиональной деятельности, формирование педагогических компетенций.        

Задачи практики:

– обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися профессионально важными умениями и навыками;

– практическое подкрепление и расширение представлений о месте и роли психолога в современном обществе, о социально-ответственном предназначении профессии;

– закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося и приобретение им практических умений и опыта в сфере профессиональной деятельности, связанной с педагогической практикой;

– подготовка выпускников к профессиональной деятельности, связанной с формированием навыков организации и проведения образовательной деятельности по предмету «Психология» в условиях средней школы;

– совершенствование ряда психолого-педагогических умений, составляющих основу профессиональной компетентности психолога.

36.             

Государственная итоговая аттестация

 

37.             

Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы

Целью защиты ВКР является выявление уровня освоения обучающимися навыками написания и представления результатов самостоятельной научно-исследовательской работы в виде ВКР. Выявляется уровень проработанности как теоретических оснований исследования, так и анализа эмпирического материала, собранного студентом. Определяется способность представить теоретические и эмпирические разработки, исходя из требований, предъявляемых к подобного рода научным работам. Выясняется умение кратко изложить результаты работы, представить их в виде графиков, таблиц, умело обосновать полученные результаты, ответить на вопросы членов экзаменационной комиссии. Результатом становится приобретение способности подготовить и представить в требуемой стандартами форме самостоятельное научное исследование, умение отстаивать свою научную позицию, что является основанием для успешной защиты и присвоения квалификации бакалавра.

38.             

Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена

Выявляется уровень знаний по всем дисциплинам, изучаемым в процессе обучения, определяется способность рассуждать по тем проблемам, которые поставлены в программе экзамена, отвечать на вопросы экзаменационной комиссии. Результатом является овладение всеми необходимыми знаниями для самостоятельной работы после окончания обучения в бакалавриате, обеспечивающее успешную сдачу государственного экзамена.

39.             

Факультативы

 

40.             

Психоистория

 

В модуль входит дисциплина: Психоистория.

Модуль посвящен рассмотрению применения моделей психодинамической психологии к интерпретации и прогнозированию группового поведения. Модуль знакомит с классическими теориями групповой динамики, актуальными в настоящее время, и с более узкой областью исследований; с интерпретацией исторического процесса – психоисторией; с теориями и практикой радикальной психоистории; с моделями и теориями современной пренатальной психологии.

41.             

Адаптационный модуль для лиц с ограниченными возможностями здоровья

 

В модуль входят дисциплины: Основы личностного роста, Развитие ресурсов организма.

Адаптационный модуль для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья направлен на формирование у них, прежде всего, практических навыков адаптации и социализации: осознанной саморегуляции, самопрезентации, стабилизации самооценки и межличностного взаимодействия. Каждая дисциплина модуля позволяет обучающимся на практике пройти базовые диагностические методики и исследовать свои показатели по уровням стрессоустойчивости, высших психических функций (память, мышление, внимание и т.д.), определить присущий себе стиль юмора и т.д.

42.             

Психология установки

 

В модуль входит дисциплина: Психология установки

Модуль знакомит с конкретными методиками, принципами и особенностями организации и проведения экспериментов по исследованию установок. Рассматриваются возможности учета и использования закономерностей установочной регуляции деятельности и феноменов проявления эффектов установки в работе психолога-практика: ошибочные действия, ошибки и иллюзии восприятия, тенденция к завершению прерванных действий, феномены «функциональной слепоты» и «гипервидения» в процессах общения и взаимодействия.

43.             

Измененные состояния сознания

 

В модуль входит дисциплина: Измененные состояния сознания.

Модуль дает возможность ознакомиться с основными проблемами произвольной регуляции психической активности, поведения и деятельности человека. Студенты не только изучают теоретические модели, характеризующими содержание понятие «измененные состояния сознания», но и знакомятся с конкретными методиками и техниками произвольного достижения измененных состояний сознания и их применения в психотерапевтических, исследовательских целях и целях психогигиены и психопрофилактики  в конкретной деятельности.

44.             

Кадровый менеджмент

 

В модуль входит дисциплина: Кадровый менеджмент.

Модуль ориентирован на подготовку психолога к работе в организации, к повышению его конкурентоспособности на рынке труда. Изучаются практические технологии управления персоналом организации (отбор, адаптация, мотивация, оценка, развитие, увольнение). Отрабатываются навыки ведения различных видов отборочного интервью, составления «батареи» психологических тестов для работы менеджера по персоналу, составления оценочных аттестационных листов.

45.             

Психология агрессивности

 

В модуль входит дисциплина: Психология агрессивности.

Целью модуля является формирование у студентов целостного представления об особенностях проявлений и причинах агрессивности, организации коррекционной работы с агрессивными людьми. Раскрываются основные закономерности развития агрессивных детей, что поможет сформировать у будущих бакалавров более полное представление об особенностях оказания психологической, педагогической, медицинской, социальной помощи при агрессивности детей и подростков с учетом специфики деятельности психолога в зависимости от типа и вида учреждения.

46.             

Терапия искусством

 

В модуль входит дисциплина: Терапия искусством.

Модуль знакомит студентов с основными целями, областями применения, методологическими основаниями и специфическими акцентами в содержании, формах и методах работы различных видов креативной терапии. Наиболее подробно рассматриваются такие ее виды как фототерапия и кинотерапия. Программа разработана с учетом существующего российского опыта в области использования этих видов терапии в психологической работе, а также на основе собственной консультативной деятельности авторов программы. Курс включает в себя интерактивные лекции, и практические занятия, на которых студенты знакомятся с основными техниками и способами работы, используемыми в кинотерапии и фототерапии, приобретают опыт консультативной работы и  опыт участия в групповых терапевтических занятиях.

47.             

Проективные методы

 

В модуль входит дисциплина: Проективные методы.

Модуль знакомит студентов с основными проективными методами, которые применяются для решения различных практических задач психологии. Знания и навыки, полученные в результате освоения данного модуля, позволят правильно спланировать и провести исследования с использованием проективных методов, проанализировать полученные результаты, сформировать итоговое заключение, а также выбрать в зависимости от цели исследования подходящие проективные методы и корректно их использовать.

 

Система Orphus