Международный и корпоративный менеджмент

Vuca-лекция или преподаватели о программе и не только

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ НАШИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В СМИ:

https://www.gazeta.ru/science/2023/10/09/17706115.shtml

https://www.kommersant.ru/doc/6196920

vucaЯ из тех предпринимателей, которые преподают потому, что чувствуют в себе потребность и силы в том, чтобы передавать не только свои знания, но и практический опыт студентам.

Начало марта. Ничего не предвещало беды для студентов. На паре по международному менеджменту я в красках рассказывала, что такое VUCA-мир, и как просто и одновременно сложно вести деятельность в нём. Стабильный мир, с предсказуемостью и четким бизнес-планированием, рухнул — на смену пришла реальность нестабильная, неопределенная, сложная, неоднозначная. Компаниям в нём надо быть одновременно целеустремлёнными и гибким, молниеносно принимать решения и проявлять невероятную выдержку. VUCA-мир, все реально, но и риск зашкаливающий. Дальше читайте сами, вот статьи…

Неделю спустя…

У меня днём совещание по поводу грандиозной стройки в Сысерти, на часах без 20 минут пара, опаздывать, конечно нельзя, подлётное время к университету - 40 минут. Я пропала. Звоню инженеру кафедры, это по типу нашей доброй феи

- Татьяна Аркадьевна, так и так, надо открыть кабинет и 20 минут посидеть со студентами, пока у них будет…ммм… (соображаю)…КОНТРОЛЬНАЯ!

- Студенты знают, или внеплановая?

- Внеплановая, сама сообщу им задание в соц.сетях, но можно пользоваться всеми средствами связи.

Студентам пишу в общий чат в VK:

Добро пожаловать в VUCA-мир. Сейчас на лекции мини-контрольная по ММ. Вам откроет аудиторию Татьяна Аркадьевна, вы достанете листовки и подпишите их, получите от меня вопросы и у вас будет ровно 30 минут. Удачи!

Ну, а что делать. VUCA-мир, VUCA-решения. Еще через месяц в апреле 2020 мы все это прочувствовали на своём опыте. В студенчестве цена ошибки – неодобрение группы или низкая оценка преподавателя, а реальном-мире… ну вы и сами знаете.

Умей сгруппироваться, достичь успеха и не терять сонЗубакина Дарья АлексеевнаПреподаватель и предприниматель

 

cКласс от мастера! Заберите у меня все, чем я обладаю, но оставьте мне мою речь, и скоро я обрету все, что имел (Дэниэл Уэбстер) 04.03.2021  нас посетила мегапрофессионал и замечательный человек Туганских Зоя Алексеевна  с классом от мастера «Публичные выступления и раскрытие голосовых способностей» для студентов 3 курса траектории Международный менеджмент. Зоя Алексеевна- Заслуженный работник культуры России, Руководитель студии голоса и речи «Бизнес-вокал, директор Музыкального общества Свердловской области, Директор международных музыкальных конкурсов, Член Российской Академии Голоса, действительный член Общероссийской психотерапевтической Лиги, эксперт и бизнес-тренер Уральской Торгово-промышленной Палаты, педагог, режиссёр, певица.

В течение шести  часов студенты работали по авторской методике которую применяет Зоя Алексеевна для работы  с бизнесменами, политиками и преподавателями.  Иногда это было очень трудно, иногда выглядело забавно, но, безусловно, после этого дня, ни один студент,  посетивший класс от мастера не останется равнодушным к тем волшебным возможностям, которые раскрывает перед нами умение владеть своим голосом. Ведь это очень важный навык для будущих менеджеров. Задание для класса от мастера. Попробуйте встать в позу лидера, поза супермена, поза короля и  гордо прочитать строки из стихотворения Арсения Тарковского , так, чтобы все вокруг поверили и тебе и в тебя! Я человек, я посредине мира, За мною мириады инфузорий, Передо мною мириады звезд. Я между ними лег во весь свой рост... с3 Этот  лайфхак точно работает, даже на самых крутых переговорах, что собственном опыте подтвердил ребятам наш преподаватель Никита Сергеевич Швалёв.

 

Ода здравому смыслу и критическому мышлению: эти опасные и полезные когнитивные искажения 

Дарья Зубакина·18.10.21

«Думай медленно, решай быстро» Даниэль Канеман

В 2002 году Даниэль Канеман, известный психолог, получил Нобелевскую премию по экономике за применение психологической методики в экономической науке, в особенности, при исследовании формирования суждений и принятия решений в условиях неопределённости. Задачку, которую он задавал своим студентам: бейсбольный мяч и бита вместе стоят 1,10 доллара... Что-то в работе мозга заставляет нас дать неверный ответ на эту простую задачу. Вместо того чтобы посчитать, мы прикидываем, что 10 центов — вполне подходящая цена для мяча, и разбиваем сумму 1,10 доллара на 1 доллар и 10 центов, соответственно. Причина столько простой ошибки- существование 2х систем мышления:

  1. Быстрая. Решения принимаемые мгновенно. Автоматические решения. В этой ситуации мы совершаем типичные ошибки, вызываемые когнитивными искажениями.
  2. Медленная. Сложная и энергозатратная система. Осознанные решения, требующие здравого смысла и критического мышления.

Когнитивные искажения

В фундаментальной науке таких искажений более трехсот, и это - мыслительные шаблоны, которые влияют на наши «быстрые» решения.

Из-за когнитивных искажений мы переоцениваем свои силы, мы некорректно оцениваем других, принимаем неверные решения и вообще, ничего не понимаем, что происходит. Некоторые из них: 

Фундаментальная ошибка атрибуции (англ. fundamental attribution error) — понятие в социальной психологии, обозначающее переоценку личностных и недооценку обстоятельственных причин при интерпретации поведения другого человека. Все автонарушители оправдывают себя тем, что они очень спешат, а, если сталкиваются на дороге с подобным поведением, считают, что сосед - «козёл». Если кто-то не учил экзамен и сдал на отличную оценку, мы говорим -«повезло», а если я, то я просто талантливый человек. 

Эффект IKEA- когнитивное искажение, которое способно оказать значительное влияние на то, как человек воспринимает ценность продукта. Люди склонны высоко ценить то, что частично создали сами. Да, вы и сами знаете, как это работает, а маркетологи на нас зарабатывают. 

Самые опасные когнитивные искажения 

Эвристика доступности- (англ. availability heuristic) — это интуитивный процесс, в котором человек оценивает событие как более частое или более вероятное по степени лёгкости, с которой ассоциированные события приходят на ум, более вероятным или часто происходящим кажется то, что легче вспоминается. Когда мы оцениваем тенденцию, мы вспоминаем самые яркие примеры, самые последние, самые эмоциональные, но в этой ситуации мы точно не опираемся на статистику. Если сравнивать опасность перелёта на самолете и езду на автомобиле, конечно, все помнят ужасные авиакатастрофы, но мало кто следит за статистикой автомобильных аварий, которая не говорит в пользу безопасности автомобиля. Орех кокоса, оказывается тоже опаснее акул, так как, по статистике, от акул гибнет в районе 25 человек в год, а от падения кокоса в десятки раз больше. В студенческих проектах «стратегический анализ компании»: эмоционально, в СМИ, в рекламе, компания выглядят успешной, профессиональной, а по отчетности и исходя из интервью с бывшими сотрудниками — крайне плачевно.

Иллюзия контроля — одно из когнитивных искажений, выражающееся в тенденции людей верить в то, что они каким-либо образом могут влиять на события, которые объективно от них не зависят или зависят в гораздо меньшей степени. Эффект проявляется, когда человек заинтересован в положительном исходе события и как-либо вовлечён в событие или ему заранее известен благоприятный исход. Наблюдается также и обратный эффект — в некоторых случаях люди склонны недооценивать уровень своего контроля над исходом события. Этим искажением пользуется весь игорный и «гадательно-экстрасенсорный» бизнес.

Склонность к подтверждению своей точки зрения — тенденция человека искать и интерпретировать такую информацию или отдавать предпочтение такой информации, которая согласуется с его точкой зрения, убеждением или гипотезой. А различные «интеллектуальные» системы подстраивания контента усугубляют нашу веру в то, что мир выглядит именно так, как мы его представляем. Появляется иллюзия «интеллектуального единения» с миром и тотальное искажение реальности. Да, это еще одно искажение, что наш мозг думает, что как у него, так и у всех. 

Подтверждение в пользу своего выбора — наш мозг пытается дать оправдание тому, что он совершил ошибку.

Ошибка выжившего (англ. survivorship bias) — разновидность систематической ошибки отбора, когда по одной группе объектов («выжившим») данных много, а по другой («погибшим») — практически нет. В результате исследователи пытаются искать общие черты среди «выживших» и упускают из вида, что не менее важная информация скрывается среди «погибших». Об этом искажении стоит помнить, когда мы читаем успешные кейсы, когда очередной «тони робинс» кричит: «я смог, и ты сможешь!». Да, мы берем позитивный пример, который вопреки здравому смыслу человек стал успешным, но забываем, что это случай на миллион, не беря в расчет всю тенденцию.

Эффект слепого пятна — в глазу чужом - соринку видим, в своём - бревна не разглядим. 

Мои любимые искажения, которые могут быть полезны в умелых руках, в смысле «мозгах»

Эффект Баадера- Майнхоф, также иллюзия частотности (англ. frequency illusion) — это когнитивное искажение, при котором недавно узнанная информация, появляющаяся вновь спустя непродолжительный период времени, воспринимается как необычайно часто повторяющаяся.

Эффект ореола — когнитивное искажение, результат воздействия общего впечатления о чём-либо (явлении, человеке, вещи) на восприятие его частных особенностей. Примером может служить впечатление, что у людей с привлекательной внешностью большие умственные способности. С точки зрения управления и преподавания , мы вполне можем им пользоваться :)

Рефлекс Земмельвейса- эффект, при котором человеческая психика отрицает новое, правильное, если оно противоречат его устоявшемуся мнению, убеждениям, нормам или привычным парадигмам. Да, наш мозг очень реакционный, он хитёр и ленив иногда нам это сохраняет жизнь, но иногда не дает сделать первый, нужный, спасительный шаг. 

Как научиться видеть когнитивные искажения? 

  1. Читайте/изучайте противоположные точки зрения.
  2. Замечайте, изучайте свои и чужие когнитивные искажения.
  3. Обсуждайте свои идеи и точки зрения.
  4. Изучайте статистические данные.

Как включить вторую медленную систему по Канеману. Как научиться медленно думать? 

  1. Развивайте критическое мышление
  2. Проводите рефлексию

P.S.: скоро расскажу про критическое мышление и «силу мгновенных решений» ;) 

 

 

 

 

Система Orphus